(Амвросимов Иларион; ок. 1530, дер. Обухово Вологодского у.- 21.09.1612, Заоникиева пуст. (близ совр. пос. Дубровское Вологодской обл.)), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Заоникиевой пуст. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сведения о святом сохранились в «Сказании о иконе Богоматери Заоникиевской», составленном в нач. XVIII в. Произведение состоит из нескольких частей: собственно «Сказания...», найденного экономом Заоникиевой пуст. Сергием в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре в 1717 г., «Слова на память преподобнаго отца нашего Иосифа, Иоаникиевскаго новаго чудотворца», составленного, возможно, при участии Сергия, и Повести о посещении Заоникиевой пуст. Вологодским еп. Павлом в 1717 г. Наиболее ранний список «Сказания...» (РГБ. Волог. № 74) точно датирован: он содержит запись иерея Димитрия, в которой тот сообщает, что переписал текст в марте-апр. 1718 г. (Л. 82; свящ. Димитрий написал листы 3-31 об., 34-82). Список происходит из Заоникиевой пуст., о чем свидетельствуют владельческие записи на листах 119 об., 124 об. В рукопись вошли Повесть о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским еп. Павлом (Л. 2) и «Сказание...» (Л. 3-9; нач.: «И зрети на образы подобия святых икон несумненною верою...»). К «Сказанию...» добавлены описания чудес, происходивших от Заоникиевской иконы Божией Матери (34 чуда (Л. 9-33 об.), изложение чудес начинается с 4-го чуда; по мнению А. Эббингхауса, первые 9 чудес воспроизводят запись XVI в.), а также записанные разными почерками в 1716-1729 гг. рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам к И. З. (Л. 82 об.- 98; нумерация чудес не соответствует реальному количеству, случаются повторы, пропуски и т. д.); последнее чудо - «об исцелении крестьянок Анны дочери Максимовой и Евфросинии дочери Ивановой» датировано 1729 г. В рукописи также приведены «Слово на память преподобного Иосифа» (Л. 34-42 об.; нач.: «Тайну цареву добро есть хранити...») и служба святому (Л. 110а - 119 об.; нач.: «О преславный отче Иосифе, мирския молвы... учил еси, терпением же и постом и частыми к Богу молитвами плоть свою покорил еси Духову...»). «Слово на память преподобного Иосифа» помещено также в сборниках: ГИМ. Муз. № 1510. Л. 51-55, 30-е гг. XVIII в.; Востр. № 1149. Л. 1-5 об., кон. XVIII в. (в рукописи утрачено неск. листов в конце текста, после «Слова...» следует чудо 5, последнее - чудо 40). Известен список «Сказания...» в агиографическом сборнике 2-й пол. XIX в. РГБ. Волог. № 100, который принадлежал Вологодскому и Устюжскому еп. Христофору (нач.: «В лето от сотворения мира 7096, а от воплощения Бога Слова 1588, во дни благочестивейшаго государя и великаго князя Феодора Иоанновича... бысть в Вологодском уезде Кубенской волости человек некий от простых людей христианскаго рода именем Иларион Амвросимов»). Данный список «Сказания...» отличается наиболее полным составом чудес (Л. 1-19 об., 37-69 об.; здесь переписаны чудо 1 об исцелении слепого отрока из дер. Зеленино и чудо 2 об исцелении слепого Илариона из дер. Обухово (скорее всего самого И. З.), к-рые отсутствуют в списках РГБ. Волог. № 74 и ГИМ. Востр. № 1149; чудо 3 (рассказ о еп. Вологодском Антонии и об исцелении новгородца Кондрата) выделено как самостоятельное из текста «Сказания...» по списку РГБ. Волог. № 74; последнее чудо - о мон. Иакове 1720 г.). «Слово на память чудотворца Иосифа» (РГБ. Волог. № 100. Л. 19 об.- 24; нач.: «Тайну цареву добро есть хранити...») в этой рукописи по аналогии с ранними списками разделяет рассказ о посмертных чудесах святого на 2 отдельных блока.
В «Сказании...» сообщается, что И. З., стараясь избежать почитания и славы, принял на себя подвиг юродства, ходил босым, под ветхой одеждой носил власяницу, за пазухой - камни, песок и землю, изнурял себя постом, ночи проводил в часовне в молитве перед явленным образом Пресв. Богородицы. Святой отказался от настоятельства, и 1-м игуменом Заоникиевой обители стал старец Силуан. Перед кончиной за воскресной литургией И. З. причастился Св. Таин; несмотря на крайнее изнеможение, святой молился, преклонив колени. В келье он рассказал братии о чудесном обретении Заоникиевской иконы Божией Матери и о явлении ему святых. На следующий день, предчувствуя близкую смерть, старец завещал похоронить его в часовне; игум. Феодосий исполнил просьбу И. З. Место погребения святого в часовне оградили решеткой. Богомольцы, приходившие поклониться Заоникиевскому образу Божией Матери, служили у могилы И. З. панихиды, многие исцелялись от болезней.
В 1716 г., вскоре после хиротонии в янв. этого года на Вологодскую кафедру Павла, строителем Заоникиевой пуст. был поставлен иером. Анастасий, к-рый возобновил часовню И. З. и повелел эконому Сергию записывать чудеса, происходившие у гроба преподобного или совершавшиеся по молитвам к нему (РГБ. Волог. № 74. Л. 32-33 об. (чудеса 29-34), 82 об.- 90 об. (чудеса 35-43), 110-119 (служба И. З.), возможно, написаны Сергием). 2 июня 1717 г. обитель посетил еп. Павел, у гроба преподобного он молился о даровании дождя, поскольку в то лето стояла сильнейшая засуха. После молебна при сияющем солнце пролился обильный дождь. По благословению еп. Павла была совершена канонизация И. З. к местному почитанию. Епископ повелел вологодскому иконописцу свящ. Максиму Яковлеву написать «образ на плащанице преподобнаго Иосифа», а ярославскому иконописцу Тимофею сделать копию с Заоникиевской иконы Божией Матери с чудесами на полях «во уверение впред будущему христианскому роду и в похвалу Божия Матери и Ея служителю новому чудотворцу Иосифу» (РГБ. Вологод. № 74. Л. 2). Образ преподобного был положен на его гробницу. 28 июля 1717 г., после откровения свыше одному из монахов, в старой кладовой нашли власяницу святого, к-рую впосл. хранили у раки и возлагали на больных (И. З. почитали как «новаго врача»; власяница была утрачена в нач. XIX в.). Первое время у могилы новопрославленного святого совершались панихиды (о чем свидетельствуют чудеса 1717-1719 гг.), а затем была составлена служба И. З. по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому. В нояб. 1717 г. из Заоникиевой пуст. в Кириллов Белозерский мон-рь был послан эконом Сергий для сбора пожертвований на строительство каменного храма в пустыни. В Кирилловом мон-ре Сергий обнаружил рукопись, содержащую «Сказание о явлении иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». В монастырской больнице Сергий встретил иеросхим. Авраамия (в миру Афанасий Слеза), который рассказал, что 80 лет назад (т. е. в 40-х гг. XVII в.) он служил пономарем в Заоникиевой пуст. Схимник сообщил мон. Сергию некоторые подробности жизни И. З.
Наибольшее количество чудес, совершавшихся по молитвам к И. З., датировано 1717 г. Так, 23 июня 1717 г., на праздник Владимирской иконы Божией Матери, во время крестного хода по близлежащим деревням мон. Сергий посетил настоятеля Ильинской ц. на Выгалове свящ. Полиевкта, который был тяжело болен «каменной болезнью». Монах утешил отчаявшихся родственников, рассказав им о чудесах, совершающихся в Заоникиевой пуст. Он предложил больному посетить пустынь. Священник, который уже лежал на смертном одре и не мог говорить, глазами выразил согласие. В рассказе о чуде (оно названо «изящным») сообщается, что через 2 дня иерей Полиевкт с крестным ходом пришел в пустынь, где «конечное целение получи». Чудо 24 Сергий сопроводил замечанием: «удивлению и памяти достойно». В нем повествуется об исцелении крестьянки Марии Зайцевой из дер. Ильинской Кубенской вол. Ослепнув, она не могла помогать своему мужу-пекарю, к-рый всякий раз укорял ее. Во время молитвы Марии явился старец с иконой в руках и благословил. Женщина стала различать окружающие предметы и отправилась в поле жать пшеницу. Однако здесь, будучи еще слабой после болезни, она на короткое время заснула и увидела себя в Заоникиевой пуст., где к ней подошел монах, «в мантию и куколь оболчен, высок видением, браду долгу зело, седу имея, в руках жезл держа», и исцелил ее. Нек-рые чудеса записаны исцелившимися собственноручно. 6 июня 1719 г. в Заоникиеву пуст. приезжала игум. вологодского Успенского Горнего мон-ря Афанасия (Блезнина), ее правая рука распухла и не двигалась. В часовне у гроба И. З. игумения исцелилась, о чем «исписала епистолию своею рукою» (РГБ. Волог. № 74. Л. 94). Но были и противники почитания святого. Свящ. Василий, настоятель вологодской Преображенской ц. во Фрязинове, запрещал своим прихожанам ходить на богомолье в Заоникиеву пуст. Когда однажды священник по своему обыкновению начал хулить И. З., то внезапно ослеп. Прихожане отвели его в храм, где он, покаявшись, прозрел. У иером. Иоасафа из вологодского Димитриева Прилуцкого монастыря, не верившего в чудеса святого, отнялись правая рука и нога. Рассказ о его исцелении написан от 1-го лица и завершается словами: «...и ныне вседушевно верую и проповедую истинно угодника Христова и подписуюсь своеручно» (РГБ. Волог. № 100. Л. 61 об.).
В «Сказании...» чудотворный Заоникиевский образ назван Казанской иконой (в списке РГБ. Волог. № 74. Л. 2 об., после рассказа о чуде 1717 г. изображена Казанская икона Божией Матери). Однако в «Выписи из писцовых книг Вологодского уезда письма и меры Семена Коробьина» (1628-1630) о Заоникиевой пуст. сообщается, что «монастырь новоявленные Пречистыя Богородицы Владимерския в Заоникьевской пустыни, а на монастыре церковь Пречистые Богородицы да святые мученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы» (Суворов. 1865. № 11. С. 422-423). В «Книгах отписных на игумена Феодосия да на старца Нифонта» 1637 г. монастырский холодный храм назван «во имя Богородицы Владимирския». В той «церкви в киоте чюдотворной образ Пречистые Богородицы Владимирские... у чюдотворного образа Пречистые Богородицы Владимирские тритцеть три пелены» (Там же. С. 427).
Явленная И. З. чудотворная Владимирская икона, вероятно, была утрачена во время пожара в 1637 г., когда сгорели храмы обители. Новый Свято-Троицкий храм взамен сгоревшего был построен при помощи Д. С. Змеева, чье поместье находилось неподалеку от Заоникиевой пуст. Змеев особо чтил праздник Положения ризы Пресв. Богородицы, поэтому главный престол новопостроенного храма был посвящен этому празднику (в новом храме отсутствовал престол в честь Владимирской иконы Божией Матери). Змеев прислал в мон-рь ковчег с пядничной Казанской иконой, в к-рой находилась частица ризы Пресв. Богородицы. Возможно, тогда произошло отождествление утраченной чудотворной иконы с Казанским образом, присланным Змеевым. Согласно описанию мон-ря 1865 г., «чудотворная явленная икона Божьей Матери Казанской, мерою пядница малая» находилась по левую сторону царских врат в холодном храме и представляла собой средник иконы, на полях к-рой было изображено 16 чудес из Жития И. З. Она была точной копией с пядницы, хранившейся в ковчеге, присланном Змеевым.
В 1717 г. по благословению еп. Павла над гробом И. З. была построена каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами Св. Троицы и Алексия, человека Божия. В Свято-Троицком приделе, близ левого клироса, под спудом почивали мощи И. З., над ними была устроена рака с балдахином, на раке находился образ святого в медном окладе с серебряным венцом. В 1732 г. в Заоникиевой пуст. жили 5 монахов. В 1764 г. пустынь была оставлена за штатом, во главе мон-ря стояли строители. 22 окт. 1878 г. в мон-ре был освящен каменный храм во имя св. кн. Александра Невского, при храме устроили скит, богослужение в к-ром совершалось по чину к-польской обители неусыпающих. В 1869-1881 гг. в мон-ре был построен новый соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами во имя Св. Троицы и И. З. Мощи святого почивали под спудом в посвященном ему приделе; над могилой стояла посеребренная чеканная рака с ростовым образом святого. В наст. время бывш. монастырские постройки заняты детским интернатом, Владимирский храм в руинах, мощи И. З. почивают в нем под спудом.
Память И. З. под 23 июня отмечена в Кайдаловских святцах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 292; архиеп. Сергий (Спасский) датировал святцы кон. XVII в.). Имя И. З. встречается в рукописях сер. XVIII в., содержащих перечни Вологодских и Белозерских святых (РНБ. Тит. № 3729. Л. 105; Q. XVII. 232. Л. 217 об.). И. З. упомянут в «Списке святых Вологодской епархии», составленном в 1811 г. Вологодским и Устюжским еп. Евгением (Болховитиновым). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому установлено в 1841 г. Имя И. З. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) в нач. XX в. перечень канонизированных рус. святых - «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 33). В кон. XIX - нач. XX в. в Заоникиевой пуст. дважды в год совершались крестные ходы. 23 июня крестный ход шел из ц. свт. Василия Великого, находившейся в 7 верстах от монастыря (в этой церкви И. З. явился св. Косма), в Заоникиевскую пуст. 21 сент. крестный ход совершался из мон-ря в дер. Обухово - на родину И. З.
Издания 2-й пол. ХIХ в. содержат следующее описание внешности святого: «…высокого роста, сухощав, станом согбен, бороду имел долгую, широкую и седую» или «украшенную сединами» (Суворов. 1865. С. 6; Верюжский. Вологодские святые. С. 595). Лицевой подлинник дает более краткую характеристику облика И. З.: «Сед, брада уже Сергиевы» (РНБ. О.III.11. Л. 250; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 134).
Об участии иконы И. З. с кон. XIX в. в крестных ходах свидетельствует донесение Вологодской духовной консистории Синоду 1893 г., где упоминается почитаемая икона «прп. Иосифа, основателя обители», к-рая «износится довольно давно, по просьбам жителей» из Заоникиевой пуст. «по окрестным селениям и приходам» (ГАВО. Ф. 496. О. 1. Д. 16480. Л. 12 об.).
На уникальном по иконографии образе XVIII в. из музея-ризницы Николо-Угрешского мон-ря (см.: Святая Угреша: К 625-летию основания Свято-Никольского Угрешского мон-ря / Сост.: С. В. Перевезенцев, игум. Иоанн (Рубин). М., 2005. С. 238) облик И. З. в отличие от его изображений на др. памятниках, где он представлен как преподобный, соответствует чину юродивых. Святой представлен вполоборота влево в молении Казанской иконе Божией Матери в левом верхнем углу. Он худ; на нем лишь повязка, прикрывающая чресла; длинные седые волосы волнами спускаются на плечи и спину; узкая, слегка вьющаяся борода достигает земли. На заднем плане пейзаж с горками, деревьями, рекой и красным строением (возможно, построенной И. З. часовней).
Известны 2 иконы-пядницы кон. ХIХ в., находящиеся в частных собраниях Вологды (Суров М. В. Вологодчина: Неиссякаемая дивность. Вологда, 2003. С. 369). И. З. показан вполоборота влево, коленопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками, на пейзажном фоне; над ним, в воздухе, Казанская икона Божией Матери. По обе стороны И. З., на уровне его головы, коленопреклоненные на облаках святые Косма и Дамиан. И. З. изображен в белой рясе с поясом и в темной мантии, у него седые волосы до плеч, причесанные на прямой пробор, и широкая окладистая борода, не доходящая до середины груди. Место явления чудотворной иконы обозначено пейзажем (с условно изображенной растительностью), лесом на дальнем плане и гористой местностью, спускающейся мелкими террасами к широкой площадке с фигурой И. З. на переднем плане. Данная иконография сложилась под воздействием изображений прп. Серафима Саровского в молении - святого, особо почитавшегося в Заоникиевой пуст., где в главном храме находился «небольшой овальный камень, на котором утвержден перламутровый крест: этот камень есть часть от того камня, на котором преп. Серафим Саровский молился 1000 ночей» (Правосл. рус. обители. 1910. С. 77). Точное повторение основных иконографических черт, поз и жестов свидетельствует об использовании в качестве образца для обеих икон общего прототипа, несмотря на явное различие манеры исполнения и происхождение из разных мастерских. Один из 2 образов ремесленных писем, с графичной упрощенной живописью, относится к типу «раздаточных икон», что также говорит о широком распространении данной иконографии.
И. З. представлен на неск. иконах «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» ХVIII-XIX вв. (все в собрании ВГИАХМЗ). Чаще всего изображался в левой части композиции вместе с преподобными Евфимием и Харитоном Сянжемскими и Герасимом Вологодским. Святой представлен в молении, облачен в монашеские одежды, куколь на плечах, наличие пояса варьируется, именуется как Иосиф Заоникиевский или Иосиф Вологодский. На иконе 1-й пол. XVIII в., поступившей в музей от частного лица, И. З. предстоит Спасителю в числе 39 святых. Он изображен в нижней левой части композиции седым, с волнистой бородой до середины груди, волосы уложены на прямой пробор. Отличительной чертой, не повторяющейся в др. произведениях, является вихор, что скорее всего служит напоминанием о подвиге юродства. На иконе «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. ХVIII в.) И. З. поименован на нимбе как « », волосы на прямой пробор, со значительной проседью, лежат крупными волнами, пышная борода средней длины. На иконе «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми» (3-я четв. XVIII в.) И. З. показан в нижнем регистре предстоящих святых вполоборота влево, руки в молении. И. З.- средовек с тонкими чертами лица, прямые волосы со значительной проседью зачесаны назад и лежат пышной шапкой до плеч, окладистая борода не доходит до середины груди. Святой в монашеских одеждах, ряса и мантия писаны по золоту, притенения и складки обозначены коричневым цветом, опущенный на плечи куколь темно-синего цвета с белыми крестами. Именующая надпись помещена на нимбе: « ».
Следующая группа икон представляет единую иконографическую линию с изображением в центре «Спаса Смоленского», к-рому соответствует по иконографии чтимая в Вологде чудотворная икона «Спас Обыденный». Это 2 большие иконы - 1778 г. (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г. (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ): первая написана «Лазарем Климовым Ершовым со товарищи», вторая - вологодскими иконописцами Димитрием и Иваном Сумароковыми. Сумароковыми создан выразительный образ И. З.: святой представлен как средовек с морщинами на лбу и щеках, нос прямой, губы отмечены киноварью, на щеках легкая подрумянка, волосы со значительной проседью, причесаны на прямой пробор и спускаются на шею длинными волнистыми прядями, борода средней длины раздвоена на конце. Руки святого в молении: левая поднята до уровня подбородка, правая - на уровне груди, обе ладони раскрыты вовне. Облачение монашеское, куколь на плечах, высветления на одеждах выполнены твореным золотом. Именующая надпись в 3 строки расположена на фоне над головой святого: « ». К подписным произведениям примыкает небольшая икона неизвестного автора из ц. во имя прп. Кирилла Белозерского (Семинарской) Вологды (кон. XVIII - нач. ХIХ в., ВГИАХМЗ), иконографическая программа к-рой дополнена лишь введением в верхний регистр вмч. Феодора Стратилата и прав. Анны (вероятно, патрональных святых семьи вкладчика).
И. З. изображен в ряду подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На рис. мон. Иулиании (Соколовой) в лицевых святцах рус. святых на 21 сент. (после 1959, частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 37) И. З. представлен фронтально в рост, в монашеском одеянии, со свернутым свитком в левой покровенной руке. И. З. изображен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ), а также на совр. списках этой композиции, в т. ч. на иконе из ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках г. Вологды (2004-2005, иконописец Н. В. Масюкова). Существует рисунок для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 21).
В совр. иконографии существуют изображения И. З. среди избранных святых, напр. икона с образами 9 Вологодских святых, созданная иконописцем А. Зубовым по заказу прот. Алексия Сорокина (нач. 2000-х, ц. Покрова Пресв. Богородицы на Торгу в Вологде). В верхней части композиции по центру полусфера с изображением благословляющего обеими руками Спасителя, святые расположены в 2 регистрах: в верхнем представлены преподобные Герасим и Галактион Вологодские, Димитрий и Игнатий Прилуцкие, в центре нижнего регистра - Антоний, еп. Вологодский и Великопермский, под изображением к-рого вмонтирован реликварий с мощами, справа - праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева - преподобные Иоасаф Каменский и И. З. Святые изображены в рост, фронтально, И. З. в традиц. облачении, в левой руке посох с простым дугообразным навершием.